суббота, 4 декабря 2010 г.

Без социального партнерства нам в Европу путь закрыт.

Наши «заробитчане» зарабатывают в месяц 440 миллионов долларов. Примерно половину этих денег они присылают в Украину своим семьям. И никто из наших государственных деятелей не скажет им хотя бы «спасибо». А ведь это мощный источник инвестирования украинской экономики

Новый Президент Виктор Ющенко четко заявил о том, что его цель – привести Украину в Европейский Союз. Принято думать, что основным препятствием для этого служит наша экономическая недоразвитость и косность евробюрократов. А какие препятствия видите вы?

Если принимается курс на евроинтеграцию, то приоритетным должен стать вопрос о выполнении Европейской Социальной Хартии, о ратификации которой неоднократно заявляли экс-президент Кучма и предыдущее правительство.

Без решения проблемы украинской трудовой миграции в страны Европы, нельзя даже мечтать о членстве в ЕС. Наши сограждане, буквально изгнанные со своей родной земли, во многих странах используются работодателями как рабы. Они лишены самого главного достижения демократии – гражданских прав и свобод. Своим трудом наши соотечественники делают страны ЕС еще богаче, но никто не защищает их, а проблема «заробитчан» замалчивается. За рубежом их ждет только мафия, высасывающая из людей последние соки.

Нежелание решать накопившиеся вопросы о трудовой миграции увеличивает социальную напряженность в странах Евросоюза. Из-за украинских мигрантов, готовых работать за самую низкую плату, лихорадит рынки труда. Неудивительно, что среди европейцев ширится ксенофобия, которую используют правые и крайне правые силы. Это показали выборы во Франции, Германии, Дании… Против наших людей ополчились профсоюзы Испании, Португалии и других стран. Известны факты убийства наших граждан, продажа в рабство не только женщин, но и мужчин. Уже созданы фирмы, торгующие «рабочим скотом».

Можно привести много подобных примеров. К каким негативным последствиям может привести дальнейшее игнорирование этой проблемы, думать не слишком приятно. Однако это и есть одна из основных задач нового правительства Украины: научиться заботиться о собственных гражданах, решать их проблемы в любой стране мира и обеспечить гражданские права.

Корень зла кроется в монополии на государственную власть крупного частного капитала и транснациональных корпораций. Она ведет не к процветанию всего общества, а к тому, что барыши владельцев капитала взлетают до небес, а зарплаты рабочих и служащих снижаются, сокращаются рабочие места, люди вынуждены искать работу где угодно, вплоть до зарубежья. Все это мы видим в Украине.

Можно ли решить эту проблему?

Конечно. Любой работодатель, когда у него возникает выбор, кого взять на работу – нелегала, которому можно платить вдвое меньше и выгнать при первой возможности, или местного рабочего, за которым профсоюз и государство, выберет нелегала. Какие шаги сделала Украина для того, чтобы хотя бы начать процесс защиты собственных граждан, чтобы наши люди работали там цивилизованно? Я их не вижу. Да что там в Европе – посмотрите на то, что делается в самой Украине, особенно в сельском хозяйстве. Это же крепостное право!

Мы могли бы взять пример хотя бы с японцев. Они придумали свою систему создания рабочих мест. Фирму «Тойота» знают все, но не все знают, что она окружена 30 тысячами смежников, мелких предприятий и рабочих-надомников. Любой рабочий может у себя в гараже организовать мастерскую, заключить договор с фирмой и изготавливать для нее разные детали – а их тысячи. И государство этот проект поддерживает, и не только морально, но и финансово.

Кроме социальных гарантий есть еще один важный аспект – экономический. Мы отстаем от Европы экономически – разве это не препятствие?

По оценке госпожи Карпачевой, наши «заробитчане» зарабатывают в месяц 440 миллионов долларов. Примерно половину этих денег они присылают в Украину, своим семьям. И никто из наших государственных деятелей не скажет им хотя бы «спасибо». Америка пообещала на год дать нам 60 миллионов, и об этом трубят повсюду, а тут такие деньги – и молчок. А ведь это мощный источник инвестирования украинской экономики.

Что важно, эти 220 миллионов идут в Украину разными путями, в основном окольными. Их передают через знакомых, прячут в микроавтобусах, курсирующих через границу, шлют через «Вестерн Юнион», который дерет с них бешеные проценты, на этом паразитирует таможня – никто не решает проблему цивилизованным путем. А решить ее просто – через Национальную систему массовых электронных платежей (НСМЭП), которую внедряет Нацбанк Украины. Это будет стоить человеку, посылающему деньги всего полпроцента от пересылаемой суммы, а не 10, 20 а то и все 30, как сейчас. Да и почему этим занимается «Вестерн Юнион», а не украинский банк?

В новом Кабинете Министров появилась должность вице-премьера по евроинтеграции, который, кстати, неплохо говорит на нескольких европейских языках. Можем ли мы, изменив, по сути, пока один лишь имидж своей страны, рассчитывать на четкие европерспективы?

Я считаю, что сегодня, ставя перед страной глобальные планы по евроинтеграции, переустройстве экономики, сельского хозяйства и сознания, прежде всего нужно решить проблему социального партнерства. Все граждане Украины имеют право и должны жить достойно. Каждый хочет гордиться, что он гражданин Украины, куда бы его ни занесла судьба.

Конечно, сейчас есть кредит доверия новому Президенту, есть мода на Украину. Но этот кредит отнюдь не пожизненный, а мода быстро проходит. Если новая власть не оправдает ожиданий, разочарование будет страшным, оно перечеркнет все честолюбивые планы нашей доморощенной элиты раз и навсегда.

Европа видит то, что происходит у нас. Когда премьер Италии Сильвио Берлускони спросил Кучму, почему вы не можете у себя в Украине обеспечить женщин рабочими местами, тот ему ответил, мол, «все хорошие женщины работают дома на Украине, а сюда приехали одни проститутки». Сюжет этот показали по итальянскому телевидению – они любят такие пикантные вещи. Наших «заробитчан» в Италии заявление это очень сильно обидело. В основном-то едут на заработки люди из села, люди простые и порядочные, едут ради куска хлеба. Только благодаря наплыву дешевой рабочей силы из Украины итальянцы теперь могут себе позволить иметь прислугу!

Я пока не вижу у новой власти желания начать диалог о налаживании социального партнерства. Люди ведь вышли на Майдан не потому, что им сильно нравился Ющенко, – они вышли потому, что хотели лучше жить, хотели дать понять власти, что им тоже хочется иметь приличный доход, квартиру, счет в банке. Не ясно, понимает ли новая власть, что у нас в стране среди трудоспособной части населения 90% составляют не хозяева, не бизнесмены, а люди, работающие по найму.

Впереди 2006 год – год парламентских выборов. Уже на последних президентских выборах были предприняты попытки использовать голоса наших соотечественников, работающих за рубежом. Их тогда пресекли. Но ведь люди эти никуда не делись, и, по сути, они лишены права голоса. Не может ли эта проблема помешать новой власти в ее евроинтеграционных планах?

Может, если новая власть не будет ее решать. Представляете, какой избирательный потенциал у «заробитчан»? По различным оценкам их насчитывается от 7 до 10 миллионов человек. В основном это нелегалы, не состоящие на консульском учете. Но ведь они не перестали быть гражданами Украины и не забыли свой родной язык, народные традиции и обычаи.

Украинские общины Греции и Италии создали свои центры, где можно пообщаться со своими соотечественниками и самое главное – получить реальную помощь, как юридическую, так и материальную. Но отсутствие поддержки деятельности подобных центров со стороны правительства Украины не дает возможности перевести их работу в законное русло. Да и сами законы надо во многом изменить, чтобы состыковать их с международными нормами.

Нашим гражданам, работающим за рубежом, могли бы помочь профсоюзы. Зарубежные отделения украинских профсоюзов могли бы стать теми «магнитами», которые привлекли бы к себе соотечественников, помогли бы организовать людей, избирательные участки, транспорт, а главное – дать им саму возможность принять участие в выборах. Люди куда больше доверяют профсоюзам, чем чиновникам. Кроме того, иностранные профсоюзы тоже заинтересованы в том, чтобы упорядочить рынок труда. Если для страны пребывания наши «заробитчане» – нежеланные гости, если нашему государству заниматься ими «не с руки», то профсоюзы здесь вне конкуренции. У них есть и заинтересованность, и возможность охватить всех, кто работает за рубежом.

Зарубежный электорат тяжел для манипулирования. Это люди, прошедшие суровую школу, у них свое мнение о происходящем в Украине, но если им кто-то реально поможет – они этого не забудут. Если найдется у нас в стране политическая сила, которой сможет это сделать, то она получит мощную фракцию в будущем парламенте.

Кому в нашей стране нужна евроинтеграция, кто мог бы выступить ее «заказчиком»?

Евроинтеграция нужна, прежде всего, элите – чтобы с ней в Европе считались, чтобы приглашали на элитарные собрания. Скажем так, для статуса. Но если элита хочет «засветиться» на венском балу, то ей надо свою страну сделать цивилизованной, решить наболевшие социальные вопросы. Ведь от того, что одна элита сменяет другую, сама структура власти, механизмы выработки решений не меняются. У власти по-прежнему крупный бизнес. И до тех пор, пока в парламенте не будут представлены интересы гражданского общества, эти элиты так и будут перебрасывать друг другу власть, как шарик от пинг-понга, а мы – водить за ним глазами туда-сюда и слушать сказки «про Европу».

Что мы можем дать Европе, с чем мы можем туда идти?

Можно себе представить, что случилось бы, если бы Украина прямо сейчас вошла в ЕС. Это значит, что упали бы таможенные барьеры – нет больше поборов за растаможку автомобилей, и все, прощай украинская автомобильная промышленность. Она просто окажется неконкурентоспособной. У нас очень энергозатратная экономика, причем во всех отраслях. Высоких технологий у нас нет, «ноу-хау» тоже нет, наука прозябает в нищете. Что осталось – так это кое-какие разработки в оборонной сфере, которые невозможно никому продать, потому что Америка будет против. Вспомните скандал с «Кольчугами». У нас есть производство металла, но Европе его много не надо, да и с вхождением в ЕС его производство будет жестко квотироваться Брюсселем. Вхождение в ЕС грозит серьезными последствиями для села. Пол-бюджета ЕС – это дотации сельскому хозяйству, фермерам, с которыми они просто не знают, что делать.

С другой стороны, у европейцев есть некоторый интерес к Украине. Они готовы покупать наши земли в местах, удобных для выращивания экологически чистых продуктов. На Западе выращивание таких продуктов сложно и дорого. Кроме того, они готовы инвестировать в размещение у нас экологически вредных производств, которые в Европе разместить невозможно. Но самый важный наш вклад в ЕС, вполне востребованный уже сейчас, – это дешевая рабочая сила, «рабы».

Скажу так – нам есть, с чем идти в Европейский Союз, но сам процесс интеграции должен стать предметом серьезного обсуждения и максимально широкого участия в этом диалоге всех структур гражданского общества. В том числе и профсоюзов, которые лучше остальных знают, что такое социальная защита, и служат гарантом социальной стабильности. В противном случае, все эти планы вступления Украины в ЕС в 2010-м году, в 2020-м останутся историческими курьезами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий