среда, 31 октября 2012 г.

«Заробитчане» - это мощный коллективный инвестор

Если в государстве «Украина» не начнётся социальный диалог между правительством, союзами работодателей, профсоюзами, аграрными союзами и другими заинтересованными лицами, если они не договорятся строить одно государство для всех, а не каждый для себя – то ничего лучшего ожидать не стоит. Современный мир настолько динамичен, что никто и не заметит, как будет пережёвано и поглощено это государство.

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства.

Владимир Борисович, мне известно, что вы давно занимаетесь проблемой украинских «заробитчан», и выходили со своими предложениями на правительственный уровень. Однако «воз и ныне там». Быть может, стоит поставить вопрос иначе: не почему из Украины уезжают лучшие специалисты, а каков масштаб и каковы причины «утечки мозгов» из страны?

Следуя старой поговорке, люди всегда ищут, где лучше. Но правительство для того и существует, чтобы координировать данные процессы. Если оно заинтересовано в процветании своего государства и своего народа, то оно позаботится, чтобы интеллектуальный потенциал оставался на его территории. И приносил пользу своему народу, а не его конкуренту. А у нас за 21 год в этом направлении не было сделано ни шагу. Более того, множество шагов направлено в обратную сторону, на выдавливание «мозгов» с Украины.

С одной стороны, интеллект не востребован государством, а с другой – ему не дают ничем заниматься. Вы прекрасно знаете, что малый и средний бизнес, а это самая активная часть населения, тянет такое ярмо налогов, которое неподъёмно чисто физически. (135 видов налогов, не говоря о тех инспекторских поборах, что фактически введены в ранг обязательных платежей).

Но речь не о коррупции, ставшей краеугольным камнем нашей державы. И не о сути трудовой миграции, существующей, видимо, с самых незапамятных времён. Но в наше время, как никогда ранее, развитие стало зависеть от информационных потоков. Количество информации с каждым годом возрастает десятикратно. Поэтому можно сказать, что мозги, интеллект, ученые и высококвалифицированные работники являются важнейшим достоянием современного государства!  И когда вы, по сути, спрашиваете, происходит ли у нас оглупление нации, то я вынужден ответить «да». Хотя бы потому, что  руководители всевозможных предприятий, с которыми я каждый день общаюсь, в один голос заявляют, что классного специалиста найти уже невозможно. Не хватает даже рабочих, не говоря уже об инженерах.

Проблемы нашей страны зачастую уходят в далекое прошлое. Невостребованность знаний, талантов и умений – какой эпохи это, с позволения сказать, «детище»?

Это началось после распада Советского Союза. Если помните, когда закрывались НИИ, оборонные предприятия, и т.п., специалистам пришлось идти на базар. Там одни научились торговать, другие привыкли довольствоваться малым. Ни тех, ни других на производство уже не вернёшь, ни за какую зарплату. Я думаю, что этого и не надо делать – старые кадры устарели морально и физически; теперь нужны новые.

У нас есть молодое государство Украина, которое нужно реформировать. В истории есть уже полно примеров, как должен действовать реформатор. Как правило, начинать нужно с накопления интеллектуального потенциала.

Пётр Первый, к примеру, насильно отправлял боярских отпрысков и мещан учиться в Европу, возвращал назад и заставлял служить государству. И создал массу своих учебных заведений. Так ли это в Украине? Даже тот, кто хорошо потрудившись в Европе, накопив опыт и сбережения, вернулся назад – не может здесь применить свои знания. На него сразу набрасывается свора ненасытных чиновников, или просто вечно голодных злопыхателей, и обдирают, как липку.

Я часто беседую с нашими «заробитчанами» – побыв здесь какое-то время, они снова уезжают. Все наши инициативы, чтобы упорядочить возвращение трудовых эмигрантов в Украину, не получают поддержки ни от государственных органов, ни от общественных организаций.

С кем мы только не старались сотрудничать, трудно перечислить. И с комитетами Верховной Рады, и с другими профсоюзами… Хотя с Россией все же удалось наладить диалог.

И каковы ваши успехи?

Первые успехи у нас были, когда ещё Польша не входила в Евросоюз. Тогда мы подписали соглашение с консулом Польши и открывали визы единым списком, через вип-окно. В Польше хорошо понимают роль профсоюзов для государственного развития, и они пошли нам навстречу.

А сейчас мы видим, что в украинском правительстве никто реально не занимается вопросами трудовой миграции. Существующие какие-то там комитеты и прочее – все это не более чем профанация.  Есть Федерация профсоюзов трудовых мигрантов, но они занимаются мигрантами, приехавшими сюда. А о тех, кто поехал «туда», наша власть вспоминает только перед выборами. Ведь их очень немало, и наберётся миллионов десять, активно работающих и голосующих.

К тому же, по оценкам Всемирного Банка, в прошлом году они перечислили в Украину 7,7 млрд. долларов. «Заробитчане» - это реальный коллективный инвестор, которому не надо платить проценты, перед которым не надо становиться в гнутую позу. Причём их деньги, перечисляемые для содержания своих семей, работают на поддержку внутреннего производства, так как они идут на потребление. Но проблемами этого инвестора, в частности – проблемами этих перечислений – тоже никто не занимается. Сегодня нет ни единого канала, по которому можно было бы доставить деньги в Украину, не опасаясь, что их заловят на границе и отнимут на таможне. Или «Вестерн Юнион», который сдерёт до 13%. А это швейцарская организация, так почему же украинские заробитчане должны ей платить? У нас что, нет своих финансовых институтов?

Несколько лет назад я встречался с министром транспорта, ныне покойным Георгием Кирпой, и мы пытались через его «Экспресс-Банк» массово ввести систему национальных электронных платежей, аналогичную той, что Тигипко подглядел во Франции. И Нацбанк нам пошёл навстречу, даже дал разрешение совместить членский билет профсоюза с банковской карточкой. Это давало возможность делать перечисления из-за рубежа всего за полпроцента, гарантировано присылать деньги своей семье. А теперь Кирпы нет, «Экспресс-Банка» нет, а швейцарцы и таможня жируют, наживаясь на том, что люди не могут нормально перевести деньги.

Если честно, я уже просто устал от того, что все попытки договориться с разными олигархическими кланами и их политическими силами приводят только к пустопорожним разговорам. Однако я не могу и пойти на предложения от «не-совсем-официальных» структур, которые готовы начать финансирование профсоюзных усилий для создания профорганизаций в Италии, в Испании, в Греции. Потому что это легальный канал финансирования криминала, в чем уже постоянно обвиняют украинскую сторону. Представьте себе что Неаполь, который и так уже считают украинским городом, получит ещё и украинскую «коза ностру»…

Россия готова пойти нам навстречу, потому что каждое пятое преступление в Москве совершается трудовыми мигрантами. Надо понимать, что нелегальная трудовая миграция всегда тянет за собой криминал. Ведь нелегал это человек, заведомо ущербный перед официальными органами и его легко берут «под крышу», выкачивая из него деньги. Потом ему и не всегда удаётся уехать даже с заработанными деньгами. В итоге преступность вырастает до того, что начинает уже всем мешать, и тогда возникает необходимость упорядочить трудовую миграцию.

Миллионы уехавших – это цифры. А какова качественная сторона этого явления, каковы его последствия для нашей страны? Можно ли серьезно говорить о снижении качества менеджмента в стране, или, на разговорном языке, об оглуплении нации? Можно ли бороться с этим через систему образования?

Есть готовый пример – Молдавия. На сегодняшний день там заброшены практически все виноградники, поля не обрабатываются, производства никакого нет вообще, а в населённых пунктах остались, преимущественно, старики и дети. Всё работоспособное население где-нибудь на заработках. Вот что нас ожидает.

Сегодня у нас и так отрицательное сальдо в международной торговле – импорт превышает экспорт. Мы превращаемся в страну для сбыта некачественных товаров, которыми нас наводняет и Запад, и Китай, и Вьетнам.

К тому же, происходит замещение рабочей силы – на место убывших квалифицированных работников приходят выходцы с Востока и Азии. Почти все они нелегалы, а китайцы уж точно волокут на себе знаменитую китайскую мафию – так называемую «триаду».

Теперь посмотрим дальше, выйдя за рамки одного поколения. Система профтехобразования почти полностью разрушена. Высшая школа готовит менеджеров, юристов, экономистов, финансистов, да кого угодно, включая танцоров в институте Поплавского и КВН-щиков. Но, скажите пожалуйста, а кто работать будет? У нас теперь ветеринара в селе найти не могут.  Действительно идёт оглупление нации, и это очень серьезно.

Хотя выход есть, и не надо его изобретать. Достаточно вспомнить, как США, после Второй Мировой, свозили к себе учёных и специалистов со всего мира. Чтобы собрать лучших специалистов, у них была специальная государственная программа. Вернера фон Брауна, к примеру, вывезли в багажнике, заткнув ему рот грязным носком. А наши солдаты, в то же время, демонтировали и вывозили промышленное оборудование. В итоге, на немецком оборудовании мы сделали мотоцикл «Днепр» и автомобиль «Москвич», но по большому счёту, плоды нашей великой победы были потеряны.

Опять возвращаясь к временам Петра Первого, можно заметить, что наша элита, точнее – псевдоэлита, тоже отправляет своих отпрысков учиться за границу. Только с какой целью и для чего? Чтобы лучше управлять своими капиталами, «честным и непосильным трудом» наворованными здесь, в Украине. Надо, чтобы там «маеточек» всегда был готов к прибытию хозяина. А то мало ли чего случится, может, придётся и в женском платье через потайной ход к «геликоптеру» бежать, теряя на ходу чемоданы. Так что учатся они там не для того, чтобы сделать что-то хорошее здесь. Там этому и не научат.

Я смотрю на те немногие новые предприятия, что появляются у нас. Для них требуется всего-то один инженер и, может быть, парочка хороших механиков, которые и приезжают с Запада. Остальная рабсила, набираемая из местного населения, должна всего лишь перемещать тяжёлые предметы. И никто никого ничему не учит. Наше население используется как дармовой тягловой скот. Все наши НИИ, НИЛы, КБ и так далее – стали уже воспоминанием. Сто лет назад наши прадеды летали на «Фарманах», но всего за тридцать лет наши самолёты стали одними из лучших в мире. А о таком танке, как Т-34 союзники могли только мечтать. Потому что наш народ очень способный, он может быстро научиться чему угодно. Но ничему хорошему его не учат.

Если судить по тому, что нам говорят с телеэкранов, что говорят политические лидеры, то будущее нашей страны вполне безоблачно – избирателям надо только правильно проголосовать на выборах. Однако, учитывая то, о чем мы только что говорили, каким видите его вы?

Если в государстве «Украина» не начнётся социальный диалог между правительством, союзами работодателей, профсоюзами, аграрными союзами и другими заинтересованными лицами, если они не договорятся строить одно государство для всех, а не каждый для себя – то ничего лучшего ожидать не стоит. Современный мир настолько динамичен, что никто и не заметит, как будет пережёвано и поглощено это государство. А сколько этой нашей Украины? По китайским меркам – райцентр. Китайцы недавно в какой-то провинции переселили 54 миллиона человек из-за наводнения. Что им Украина?

Сейчас мы стараемся договориться с Россией о создании информационной базы по  востребованным профессиям. Это нужно для того, чтобы государство, которое вырастило и выучило специалиста, могло получать за него деньги. Если мы поставляем миллионы рабочих рук в строительную отрасль России, то какая-то часть прибыли работодателя должна попадать в бюджет Украины. Но не менее важно то, что по этому же межгосударственному соглашению, все выехавшие на работу за границу граждане Украины обеспечиваются всеми социальными гарантиями, а также правом на полноценное пенсионное обеспечение.

Жаль только, что нашим властям, нашим чиновникам ничего этого не нужно. Это понятно - их дети не стоят на панели, не роются на свалках, не зимуют в палатках…

Я хочу пожелать нашим властям одного – скорой весны. Но не простой, а горячей политической, «арабской». Той весны, когда народ, будто проснувшись от спячки, одним махом решать те проблемы, которые накапливались годами и казались неразрешимыми. Поверьте - наш народ может это!

Беседовал А.Маклаков.